Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что становление произвольной регуляции в школьном возрасте сопровождается снижением импульсивности эмоциональной жизни, становлением обобщенных социальных чувств и личности в целом. Нарушение общих свойств эмоциональной регуляции может выступать в качестве наиболее раннего показателя отклонения в формировании личности.
Активная позиция школьника как субъекта поведения в ситуации эмоциональных переживаний предполагает признание активности каждого ребенка в любых обстоятельствах переживания эмоций, в определенной степени контролируемых и управляемых им. Очень важным представляется вопрос взаимосвязи различных типов и сфер саморегуляции: личностной, эмоциональной, волевой, познавательной и т. д.; учебной, спортивной, трудовой и др.
Осознанная регуляция эмоциональных состояний может быть составной частью любой из этих сфер. Осознанность понимается в более широком плане в соответствии с современными отечественными и зарубежными исследованиями в логике сознания как многомерного явления и разнообразия языков сознания, реализующихся параллельно с речевым (словесным) сознанием (образы, в том числе эмоциональные; интонации; телодвижения и т.д.).
Проблема регуляции и саморегуляции глубоко проанализирована в работах отечественных психологов, которые исследуют различные стороны, возможности, способности, функции, уровни, виды психической саморегуляции (Л. Г. Дикая, В. А. Иванников, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий, А. О. Прохоров, Г. С. Прыгин и др.).
Цель исследования состоит в изучении развития регуляторной сферы личности младшего школьника, эмоций.
Глава 1. Теоретический анализ развития регуляторной сферы личности младшего школьника. Эмоции
Понятие «регуляция» впервые было введено П. Жанэ в 1929 году, который утверждал, что способности к саморегуляции есть наивысший критерий в развитии личности. Он рассматривалсаморегуляцию в виде процесса опосредования социальных норм и ценностей, в виде системы внутренних требований, превращающих человека в активного субъекта [3].
Регуляторная сфера формируется на основе когнитивных навыков, которые обеспечивают контроль мышления и деятельности [5].
Регуляторная сфера и произвольность поведения связана с развитием познавательных способностей личности в структуре ВПФ [2].
Одним из важнейших и социально значимых качеств личности, интенсивно развивающимся в младшем школьном возрасте, является произвольность поведения, то есть способность владеть и управлять им. В социальной сфере произвольность поведения проявляется «в соблюдении моральных норм и правил поведения, общей дисциплинированности, организованности поведения и является необходимым условием его успешной социализации». Умение сознательно управлять своим поведением представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому его развитие требует постоянного внимания педагогов и психологов.
К основным элементам в структуре регуляторной сферы дошкольника относят:
- рабочую (зрительную и слуховую) память;
- свойства внимания: гибкость и переключение;
- сдерживающий контроль [1].
При диагностике данных компонентов используют ряд заданий, связанных с постепенным усложнением их содержания и мониторингом сформированности регулятивных функций.
В России наиболее применимым является подход Л.А. Венгера, который был разработан в рамках культурно-исторической концепции. В частности, ключевым постулатом данного подхода является идея о «системном строении высших психических функций» Л.С. Выготского [6].
В контексте изучаемого младшего школьного возраста важно отметить, что в психическом развитии ребенка происходит «сближение восприятия с речевым мышлением», что способствует формированию новой системы «осмысленного восприятия». Данные трансформации ансамбля психических функций с выдвижением на первый план осмысленного восприятия стимулируют становление «произвольного внимания, речевого мышления, логической памяти и других высших психических функций» [3].
Мыслительная деятельность и произвольность психических процессов, по Л.А. Венгеру, могут быть опосредованы в дошкольном возрасте методом наглядного моделирования [1].
По мнению авторитетных отечественных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева Т.П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников // Специальное образование. 2020, №1(41), С. 5-15.
2. Акопов Г. В., Акопян Л. С. Понятие активности в категориальной системе сознания: теоретические и прикладные аспекты. Мир психологии, 2020, № 2 (102), с. 13–20.
3. Акопян Л. С. Эмоциональные состояния, их регуляция и саморегуляция у детей (на примере детских страхов). Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2020, 211 с.
4. Батурина Е.В., Гани С.В., Квитатиани Ш.В., Константинова Н.И. Произвольное поведение // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 3 (6). С. 43-44.
5. Кокорева О.И., Васина Ю.М. Развитие произвольности поведения у детей как социально значимого качества личности в развивающих компьютерных играх // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. 2020. С. 68-73.
6. Стрельникова Л.Н., Журавлева В.В. Модель формирования регуляторной сферы младших школьников // Мир науки, культуры и образования. - 2021. - № 2 (87). - С.79–81.